УДК 621.313.8

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ГИРОСКОПИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В ВЫСОКООБОРОТНОМ ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ

А.Е. Антонов, докт. техн. наук, К.П. Акинин, канд. техн наук, В.Г. Киреев, канд. техн. наук
Институт электродинамики НАН Украины,
пр. Победы, 56, Киев-57, 03680, Украина,
е-mail: aoe@ied.org.ua

Определены принципиальные подходы к построению следящей системы управления частотой вращения ротора, компенсирующего действие гироскопического момента в электроприводе с большим кинетическим моментом ротора. Особенность системы управления состоит в слежении частоты вращения компенсирующего ротора за переменной частотой основного приводного двигателя. При этом частоты вращения основного и компенсирующего роторов, как правило, не совпадают. Выбор частоты вращения компенсирующего ротора произведен исходя из условия минимизации его объема и массы. Библ. 7, рис. 4.
Ключевые слова: высокооборотный электропривод, гироскопический момент, следящая система, компенсация момента.

ПОБУДОВА СИСТЕМИ АКТИВНОЇ КОМПЕНСАЦІЇ ГІРОСКОПІЧНОЇ РЕАКЦІЇ У ВИСОКООБЕРТОВОМУ ЕЛЕКТРОПРИВОДІ

О.Є. Антонов, докт. техн. наук, К.П. Акинін, канд. техн. наук, В.Г. Кіреєв, канд. техн. наук
Інститут електродинаміки НАН України,
пр. Перемоги, 56, Київ-57, 03680, Україна

Визначено принципові підходи до побудови слідкуючої системи керування частотою обертання ротора, що компенсує дію гіроскопічного моменту в електроприводі з великим кінетичним моментом ротора. Особливість системи управління полягає у слідкуванні частоти обертання компенсуючого ротора за змінною частотою основного приводного двигуна. При цьому частоти обертання основного и компенсуючого роторів, як правило, не співпадають. Вибір частоти обертання компенсуючого ротора проведено виходячі з умови мінімізації його об'єму і маси. Бібл. 7, рис. 4.
Ключові слова: високообертовий електропривод, гіроскопічний момент, слідкуюча система, компенсація моменту.

CREATION OF ACTIVE COMPENSATION SYSTEM OF GYROSCOPIC REACTION IN HIGH-VELOCITY ELECTRIC DRIVE

A. Antonov, K. Akinin, V. Kireyev
Institute of Electrodynamics of the National Academy of Sciences of Ukraine,
Peremohy, 56, Kyiv-57, 03680, Ukraine,
е-mail: aoe@ied.org.ua

The principal approaches to the construction of a control system for the rotor speed, which compensates the action of the gyroscopic moment in an electric drive with a large kinetic moment, are determined. A feature of the control system is the tracking of the rotation of the compensating rotor on the frequency of the main drive motor. In this case, the rotational speeds of the main and compensating rotors, as a rule, do not coincide. The choice of the speed of the compensating rotor is based on the condition of minimizing its volume and mass. References 7, figures 4.
Key words: high-speed electric drive, gyroscopic moment, servo system, torque compensation.



Література
1. Акинин К.П., Исаков Г.В. Однофазные источники питания для автономных инверторов напряжения // Техн. електродинаміка. Темат. вип.: Проблеми сучасної електротехніки. – 2002. – Ч.3. – С. 80–81.
2. Антонов А.Е. Особенности работы ручного инструмента с высокооборотным электроприводом // Техн. електродинаміка. – 2015. – № 5. – С. 36–41.
3. Антонов А.Е., Михайлик Е.М. Выбор параметров ротора для компенсации гироскопического момента в высокооборотном электроприводе // Пр. Ін-ту електродинаміки НАН України: Зб. наук. пр. – К.: ІЕД НАНУ, 2015. – Вип. 42. – С. 60–64.
4. Климов Д.М., Харламов С.Л. Динамика гироскопа в кардановом подвесе. – М.: Наука, 1978. – 208 с.
5. Павлов В.А. Основы проектирования и расчета гироскопических приборов. – Л.: Судостроение, 1967. – С. 146–150.
6. Сифф Э., Эмерич К. Введение в гироскопию. – М.: Машиностроение, 1965. – 124 с.
7. Robert C. O`Handley. Modern Magnetic Materials: Principles and Applications. – New York: John Wiley & Sons, 2000. – 768 p.